Одно из самых больших заблуждений детей от 5 до 11 лет – всем взрослым можно доверять. Из своего опыта я могу сказать, что:
  • 90% детей помогут постороннему человеку спасти котенка;
  • 95% детей помогут пожилому человеку донести сумку до дома;
  • 75% детей считают человека знакомым, если видели его один раз или он обратился к ним по имени.
А это означает, что каждый второй ребенок с легкостью может поддаться на уловки преступника и уйти с ним.

Что же делать?

Предлагаю вам отличный инструмент для проработки алгоритма поведения ребенка с разными взрослыми. Это позволит создать в голове ребенка ясную картинку взрослых и понять их отличия без запугиваний и нравоучений.

Моя школа безопасности никогда не ставит своей целью запугать. Все мои тренинги построены на базе доверительной беседы с игровыми элементами. Тем самым я не пугаю, а помогаю детям приходить к правильным решениям в сложных ситуациях и отрабатываю с ними навыки безопасного поведения. Родителям остается лишь периодически закреплять полученные знания и навыки!

Как работать с кругами доверия?

Берем цветную бумагу/картон, ножницы, клей. Если ребенок любит рисовать – нам потребуются краски, цветные мелки, кисточки.
Рисуем три разных по размеру круга: зеленый (поменьше), желтый (чуть больше) и красный – самый большой. Круги неспроста отличаются по
размеру – людей, которым мы можем по-настоящему доверять достаточно мало и на этом следует сделать акцент в работе с ребенком по завершении выполнения упражнения.
Далее вместе с ребенком размещаем по кругам всех взрослых людей, которые его окружают.
Зеленый круг – близкие: мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, тетя, дядя – те люди, с кем он живет и учительница или воспитательница. Список доверенных лиц определяют родители. Этот список дан, как основа. Зелененькие- те люди, с которыми ребенок может куда-то ходить, брать у них что-то, не спрашивая разрешениея у других зелененьких.
Желтый круг – знакомые: соседи, родители его друзей, друзья его родителей. Красный круг – незнакомые: прохожие, люди в форме, женщины, мужчины, подростки, пожилые женщины и мужчины, полицейские, пожарные, спасатели и т.д.

После того, как все эти люди заняли свои места в соответствующих кругах, начинаем разбираться с алгоритмом поведения ребенка с каждым из этих взрослых. Общие правила по группам следующие:
  1. С близкими мы обсуждаем все, что угодно, берем у них еду, напитки, принимаем подарки, ходим с ними куда-то, не спрашивая ни у кого разрешения.
  2. Со знакомыми мы вежливо разговариваем, но, если они нам предлагают куда-то сходить/съездить, что-то подарить, что-то съесть или выпить – мы спрашиваем разрешения у родителей.
  3. С незнакомыми мы не разговариваем, никуда не ходим, ничего у них не берем.
Для лучшего понимания пройдитесь с ребенком по каждому из взрослых, смоделировав ситуацию и спросите: а что ты сделаешь?
Например: ваша соседка пригласила его к себе посмотреть новорожденных котят или друг папы позвал вместе с его сыном съездить в парк погулять.
Главное, не начинать ругаться, если ребенок дает неверный ответ. Это же игра, где ваша задача с помощью наводящих вопросов привести ребенка к правильным ответам. Круги – это просто визуальное дополнение, которое поможет включить зрительную память ребенка в этот процесс.